“Каждый человек способен и стремится научиться видеть прекрасное”

 

Ребята-искусствоведы из проекта @fineartshistory рассказывают на своих лекциях об истории искусств, как они сами говорят, академически, но интересно! С нами они решили поделиться особыми "работами" - в которых есть всё - дух Италии, настоящий гений-художник и, конечно же, путешествия ;)

 

В 18 веке великая эпоха итальянского искусства подходила к концу. Художественным центром мира надлежало стать Парижу, но путешественники, привлеченные великим прошлым Италии, продолжали посещать страну в поисках вдохновения. Многие из них хотели увезти с собой итальянские виды – на память об увиденных красотах. Знакомое чувство, не правда ли? Разве не для этого многие путешествующие в наше время заполняют поверхности холодильников "магнитиками" и уставляют полки "сувенирчиками", привезенными из дальних странствий...

В ответ на вполне естественное желание запечатлеть красоту места и “остановить время” в момент созерцания, в Венеции и возникла та самая, знаменитая школа живописи, а вместе с ней и так называемые ведуты - живописные или гравированные изображения местностей.

 

Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Венецианские виды в его исполнении любили привозить с собой из гран-тура молодые английские аристократы.

Ранние работы Каналетто особенно ценятся у музейщиков и коллекционеров. Его крупномасштабные пейзажи, изображающие жизнь города, исполненны в лучших традициях венецианской школы, уделяющей особое внимание цвету и делающей свето-воздушную среду города главным персонажем картины. Можно сказать, что его работы предвидели появление импрессионистов.

 

В 1746 году Каналетто перебрался в Англию – поближе к собственной клиентуре – где прожил почти 10 лет, создавая виды Лондона, в том числе и несколько видов Вестминстерского моста, строительство которого завершалось на его глазах.

 

Кстати, в работе 1754 года с видом на старый Уолтонский мост можно найти искусно вписанный автопортрет – сидящий человек слева от группы аристократов, делающий набросок картины и есть сам Каналетто!

Огромная слава Каналетто, которую тот привез с собой в Англию, была им почти полностью растрачена в Лондоне. Дело в том, что его заказчики требовали от него, чтобы виды столицы и их загородных поместий были написаны художником в узнаваемой венецианской манере, что, принимая во внимание географическое положение Лондона, а значит и другое освещение и климат, выглядело просто нелепо..

 

Кроме того, от обилия заказов и однообразия пожеланий покровителей, живопись Каналетто начинает изобиловать многочисленными самоповторами, утрачивает живость и становится механической и трафаретной, все больше напоминая те самые "магнитики" на холодильнике, с которых мы начали наш рассказ. Разница между ранним и английским периодом творчества Каналетто была столь очевидна, что известный английский искусствовед Джордж Вертью даже предположил, что нынешние картины, подписанные его именем, изготавливает шайка самозванцев! Чтобы опровергнуть слухи художник был вынужден прибегнуть к творческим мастер-классам, но полностью восстановить репутацию ему так и не удалось.

В 1755 году художник возвращается в Венецию. В 1763 году его избирают в Венецианскую академию художеств, а 19 апреля 1768 года Джованни Антонио Каналь, известный как Каналетто, скончался в родной Венеции – колыбели собственной славы.

 

Не можем не вспомнить, как несколько лет назад один наш заказчик, ставший добрым другом, обратился с просьбой приобрести для него работу Каналетто. Как всегда в этих случаях, мы попросили озвучить сумму, которую планируется потратить. Увидев горделиво красующиеся на бумажке 50 000$ долго и заливисто смеялись под недоуменные взгляды начинающего коллекционера. 

 

Спасибо, Антон, читающий эти строки, за разрешение поделиться историей, которая Вам и самому теперь кажется такой смешной. Хороший Каналетто стоит по меньшей мере в 100 раз дороже…

 

Любите и цените искусство - в нем кроется наследие разных стран и эпох!

Текст и фото: @fineartshistory


Яндекс.Метрика